Закон о благотворительной деятельности.

 

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г.)

 

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

 

Особенности правового регулирования отношений, возникающих при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, устанавливаются иными федеральными законами.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Благотворительная деятельность

 

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

 

Основополагающим понятием Закона является понятие благотворительной деятельности. Указанное понятие характеризуется двумя базовыми признаками.
Во-первых, добровольностью осуществления указанной деятельности. Отсюда следует, что к благотворительной деятельности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов: штрафов, налогов, отчислений организаций на социальные нужды и т. п. Наряду с этим не является благотворительной деятельность государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, деятельность по бюджетному финансированию здравоохранения, образования, культуры и т. п., поскольку осуществление такой деятельности должно рассматриваться в качестве обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан Российской Федерации.
Вторым базовым, определяющим признаком благотворительной деятельности является ее бескорыстность. В соответствии с Законом, под бескорыстностью понимается не только оказание поддержки на безвозмездной, но и на льготной основе.
Бескорыстие не означает запрета на проявление благодарности со стороны лиц, получающих благотворительную помощь, которая, например, может высказываться публично, в том числе через средства массовой информации. Однако указанное проявление благодарности не должно выступать в качестве условия предоставления благотворительной помощи.
Второй из названных базовых признаков позволяет различать благотворительную деятельность и спонсорство, которое в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.95 № 108-ФЗ1 представляет собой частный случай рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера, то есть спонсор предоставляет свои средства на условиях оказания таких услуг.

 

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

 

1. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

 

·социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

•подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

•оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

•содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

•содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

•содействия защите материнства, детства и отцовства;

•содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

•содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

•содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

•охраны окружающей среды и защиты животных;

•охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

 

Установленный Законом перечень целей благотворительной деятельности является закрытым. Его расширение может осуществляться путем внесения соответствующих изменений в комментируемый Закон.

Формулируемые в Законе цели благотворительной деятельности фактически являются третьим признаком, определяющим эту деятельность. То есть, как это следует из п. 1 ст. 2 Закона, деятельность, предусмотренная ст. 1 Закона, будет признана благотворительной только в том случае, если она направлена на реализацию целей, предусмотренных ст. 2.

Реализация целей благотворительной деятельности может осуществляться как "прямо" так и "опосредованно".

В первом случае речь идет, например, о выделении материальной помощи малообеспеченным гражданам, предоставлении грантов деятелям науки, культуры, выделении средств организациям здравоохранения, образования, организациям, осуществляющим природоохранные мероприятия и т. п.
Во втором - об оказании содействия другим лицам (прежде всего благотворительным организациям) в реализации ими целей благотворительной деятельности.

 

2. Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

 

3. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

 

Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности

 

1. Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

 

2. Законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, использовании доходов, полученных от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

 

2. Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

 

Осуществление благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в период избирательной кампании, кампании референдума регулируется настоящим Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

 

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

 

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности

 

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

 

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

 

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

 

Статья 5. Участники благотворительной деятельности

 

Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

 

Благотворители – лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:

 

·бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

•бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

•бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

 

Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

 

Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

 

Статья 6. Благотворительная организация

 

1. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

 

2. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

 

Статья 7. Формы благотворительных организаций

 

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

 

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

 

В соответствии с п. 1 указанной статьи благотворительной организацией может быть признана организация, обладающая тремя признаками.

Во-первых, она является некоммерческой организацией. Под некоммерческой организацией ГК РФ понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона "О некоммерческих организациях". Таким образом, организация для признания ее некоммерческой должна:
1) не иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли;
2) не распределять прибыль, если таковая и получена, между участниками организации. Последнее требование к некоммерческой организации воспроизведено и в комментируемой статье Закона (п. 2 этой статьи).
Во-вторых, - это неправительственная (негосударственная и немуниципальная) организация.
В-третьих, благотворительная организация создается для реализации целей, предусмотренных ст. 2 Закона путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Из последнего следует, что благотворительная организация не может создаваться для оказания поддержки только своим учредителям, членам, какому-то конкретному человеку, организации или группе персонально поименованных лиц.
Названные признаки являются базовыми, определяющими признаками благотворительной организации. Вместе с тем она должна отвечать и другим предусмотренным Законом требованиям.

 

ГК РФ и Закон "О некоммерческих организациях" предусматривают возможность создания разнообразных форм некоммерческих организаций, перечень которых, содержащийся в этих законах, является незамкнутым, то есть может расширяться с принятием новых федеральных законов.

Пунктом 3 ст. 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые являются некоммерческими организациями (п.п. 1, 2 ст. 121 ГК РФ).

Статья 7 Закона предусматривает возможность создания благотворительных организаций в трех формах: общественной организации (объединения), фонда и учреждения. Эти формы некоммерческих организаций определены соответственно в ст.ст. 117, 118, 120 ГК РФ и ст.ст. 6, 7, 9 Закона "О некоммерческих организациях". Закон указывает, что создание благотворительных организаций в не названных Законом формах допускается только в том случае, если иные формы их создания предусмотрены федеральными законами.
Общественной организацией (объединением) признается добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Следует подчеркнуть, что под фондом здесь понимается не специфическая финансовая организация (такое понимание сегодня является весьма распространенным), для которой характерна специализация на финансировании общественно полезной деятельности (выдача грантов, выделение пособий, предоставление денежной помощи нуждающимся в иных формах), а одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Понимаемый таким образом фонд может осуществлять самые разнообразные виды деятельности, то есть статус фонда могут иметь, например, детский приют, бесплатная больница для малообеспеченных и т. п.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Закон предусматривает, что благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, только если ее учредителем (собственником) является благотворительная организация. Такое требование Закона может объясняться тем, что в противном случае, то есть если бы собственником имущества благотворительной организации могло бы выступать любое лицо, в том числе коммерческая организация, возникли бы споры о целесообразности и обоснованности предоставления налоговых и иных льгот благотворительным организациям.

 

Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 8. Учредители благотворительной организации

 

Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

 

В соответствии со ст. 8 Закона учредителями благотворительной организации могут быть физические и (или) юридические лица. Возможный состав учредителей благотворительной организации, их права и обязанности определяются формой некоммерческой организации, в которой благотворительная организация создается.

Физические лица могут выступать учредителями благотворительных организаций, создаваемых в формах общественной организации (объединения) и фонда. При этом учредителями общественного объединения в соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.95 № 89-ФЗ1 (далее по тексту - Закон "Об общественных объединениях") могут быть не менее трех физических лиц.

Юридические лица могут выступать учредителями фондов и учреждений. При этом учредителем (собственником) учреждения может выступать только одно юридическое лицо, являющееся благотворительной организацией.

Физические и юридические лица могут совместно учреждать фонды и общественные объединения. В последнем случае необходимо выполнение двух условий. Во-первых, юридические лица сами должны являться общественными объединениями, и, во-вторых, число физических лиц должно быть не менее трех (ст. 18 Закона "Об общественных объединениях").

Закон запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям выступать учредителями (соучредителями) благотворительных организаций. Указанная норма подчеркивает особый статус благотворительных организаций как института гражданского общества и направлена против бюрократизации сферы благотворительности.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ учредители (участники, члены) не имеют имущественных прав в отношении благотворительных организаций, созданных в формах общественной организации (объединения) и фонда. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а последние не отвечают по обязательствам своих учредителей (участников, членов).

Учредитель благотворительной организации, созданной в форме учреждения (в качестве такового может выступать только благотворительная организация), является собственником ее имущества (ст. 48 ГК РФ). Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за благотворительным учреждением, и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Сам по себе статус учредителя благотворительной организации не дает прав на участие в управлении ее деятельностью. Указанные права определяются возможностью для учредителя выступать и в ином качестве (члена, собственника имущества организации), что зависит от формы, в которой благотворительная организация создана.

Такие права прямо не предусмотрены для учредителей фондов: фонды не имеют членства и являются собственниками своего имущества (ст. 118 ГК РФ).

Учредители основанного на членстве общественного объединения, являясь его членами, входят в его высший руководящий орган, если таким органом является съезд или общее собрание и вправе быть избранными в этот орган, если в качестве такого органа выступает конференция членов общественного объединения.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в его руководящие и контрольно-ревизионный органы, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом (ст. 6 Закона "Об общественных объединениях").

Статус учредителя не дает члену общественного объединения (гражданину или юридическому лицу - общественному объединению) дополнительных прав по отношению к другим его членам. Члены общественного объединения имеют равные права (ст. 6 Закона "Об общественных объединениях").

Учредитель (собственник) благотворительного учреждения определяет деятельность последнего в той ее части, которая осуществляется за счет имущества, в том числе денежных средств, предоставленных учредителем созданному им учреждению. В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Вместе с тем учреждение самостоятельно в проведении деятельности, финансируемой за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право на осуществление последней (ст. 298 ГК РФ).

От формы, в которой создана благотворительная организация, зависят и предусмотренные законодательством обязанности ее учредителей.

Законодательством не установлены обязанности для учредителей фонда.

Обязанности учредителей (членов) общественной организации (объединения) определяются ее уставом. При этом учредители несут равные с другими членами обязанности (ст. 6 Закона "Об общественных объединениях").

 

Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации

 

1. Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

 

2. Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

 

3. Решение об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. В настоящее время такого федерального закона нет. В ст. 8 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.1994 № 52-ФЗ установлено, что до введения в действие федерального закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации.

В настоящее время порядок регистрации некоммерческих организаций определяется "Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" (далее по тексту - Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8.07.1994 г. № 14821. Действие Положения распространяется на те благотворительные организации, в уставе которых предусмотрена возможность осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 Положения, для государственной регистрации некоммерческой организации необходимо представить следующие документы:

заявление о регистрации организации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) организации;
устав, утвержденный учредителями;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
В Положении предусмотрено, что при государственной регистрации некоммерческих организаций не требуется представления решения о создании организации или договора учредителей. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях" к числу учредительных документов учреждения относятся решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. Для благотворительной организации, создаваемой в форме общественной организации (объединения) или в форме фонда, учредительным документом является лишь устав организации.
Закон "О некоммерческих организациях" допускает возможность в случаях, предусмотренных законом, деятельности некоммерческой организации на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 14 указанного закона). Но Закон не предусматривает такой возможности для благотворительных организаций.

Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях" в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:

наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
место нахождения некоммерческой организации;
порядок управления деятельностью некоммерческой организации;
предмет и цели ее деятельности;
сведения о филиалах и представительствах;
права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (это требование относится лишь к уставу благотворительной организации, созданной в форме имеющего членство общественного объединения);
источники формирования имущества некоммерческой организации;
порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.
В случае создания некоммерческой организации в форме фонда ее устав помимо указанных выше сведений должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения (п. 4 ст. 118 ГК РФ).
Закон устанавливает особые требования к целям деятельности, перечню допустимых организационно-правовых форм, составу учредителей, высшему органу управления благотворительной организацией, использованию ее имущества в случае ликвидации и ряд других, которым должен соответствовать устав создаваемой благотворительной организации.
Из числа сведений, которые должны содержаться в учредительных документах некоммерческой организации, перечисленных в п. 3 ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях", следует остановиться на сведениях, касающихся предмета и целей ее деятельности.
На практике понятие "предмет деятельности" некоммерческой организации трактуется по-разному, и нередко возникают затруднения в его определении. Представляется, что определить предмет деятельности некоммерческой организации - значит определить ее деятельность, непосредственно реализующую цели, ради которых некоммерческая организация создана или, иными словами - ее основную деятельность (см. комментарий ст. 12 Закона). Для благотворительной организации предмет деятельности может быть определен, например, как благотворительная деятельность в сфере культуры.
Относящаяся к предмету деятельности деятельность некоммерческой организации не исчерпывает всей разрешенной законом ее деятельности. Последняя включает и иную, в частности предпринимательскую деятельность.
Комментируя понятие "предмет деятельности" следует остановиться и на понятии "характер деятельности" некоммерческой организации, который в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях" должен быть указан в ее наименовании. Представляется, что по своему смыслу понятие "характер деятельности" не отличается от понятия "предмет деятельности" организации. Вместе с тем, поскольку указание на характер деятельности некоммерческой организации должно содержаться в ее наименовании, оно, как правило, будет определять основную деятельность этой организации в более лаконичной, нежели предмет деятельности, форме. Применительно к благотворительным организациям здесь могут использоваться такие словосочетания, как "благотворительное учреждение", "благотворительная общественная организация" и т. п., где слова "благотворительное", "благотворительная" являются указанием на характер деятельности организации, а слова "учреждение", "общественная организация" - на ее организационно-правовую форму.
Предусмотренные в уставе цели деятельности благотворительной организации должны соответствовать ст. 2 Закона. Вместе с тем они могут формулироваться в различных видах. Так они могут в точности повторять одну или несколько целей, предусмотренных п. 1 ст. 2 Закона, а могут носить и более частный характер.
Наряду с понятием "цели деятельности некоммерческой организации" или "цели деятельности некоммерческой организации, предусмотренные ее учредительными документами" в законодательстве используется понятие "цели, ради которых некоммерческая организация создана". Представляется, что указанные понятия используются как идентичные, поскольку законодательство не дает оснований полагать иное. Вместе с тем, дабы избежать недоразумений с контролирующими органами, прежде всего при осуществлении благотворительной организацией предпринимательской деятельности, следует рекомендовать использовать в ее уставе словосочетания "цели, ради которых благотворительная организация создана", или "цели создания и деятельности благотворительной организации". Соответствующая запись в уставе благотворительной организации может выглядеть, например, так: "Организация создана в целях: ...", или так: "Целями создания и деятельности организации являются: ...".
В соответствии со сложившейся практикой определения целей деятельности в государственных нормативных актах и в уставах юридических лиц цели деятельности обычно определяются как "цели-состояния" и (или) "цели-направления".
Первые характеризуют желаемое состояние, которое должно быть достигнуто благодаря деятельности создаваемой организации, (напр. содействие воссозданию определенного памятника культуры). Очевидно, что с завершением работ по полному восстановлению данного памятника указанная цель деятельности благотворительной организации будет достигнута.
Вторые ("цели-направления") характеризуют общую направленность деятельности организации. В качестве примера можно привести такую формулировку цели, как содействие развитию театрального искусства в российской провинции.
Положение предусматривает также, что устав некоммерческой организации должен содержать еще ряд сведений:
сведения о порядке распределения прибыли и образования фондов организации;
указание видов деятельности, осуществляемых организацией;
сведения о размерах уставного фонда, который не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.
Представляется, что эти требования к уставу некоммерческой организации не должны применяться, так как они не соответствуют ГК РФ и Закону "О некоммерческих организациях".
Положение - подзаконный акт и его нормы в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 № 52-ФЗ применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ. А указанные требования вступают в противоречие с ГК РФ. Так, запрет на распределение прибыли есть основополагающий родовой признак, отличающий некоммерческую организацию от коммерческой, закрепленный ГК РФ. Следовательно, требование определить в уставе порядок распределения прибыли есть не что иное, как нарушение ГК РФ.
Что касается указания видов деятельности, осуществляемых организацией, то ГК РФ и Закон "О некоммерческих организациях" не предусматривают такого требования. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели ее деятельности. Указанный закон допускает, что организация может осуществлять разные виды деятельности при условии их соответствия целям деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами. Таким образом, требование подзаконного акта перечислить виды деятельности, осуществляемые некоммерческой организацией, не соответствует ГК РФ и указанному закону.
ГК РФ уставный фонд ни для одной формы некоммерческой организации не предусмотрен. Следовательно, требование подзаконного акта об указании размера уставного фонда некоммерческой организации, который в таких организациях просто не должен быть, противоречит ГК РФ и не должно применяться.
В уставе благотворительной организации могут содержаться и другие не противоречащие законодательству положения. Но согласно п. 4 Положения, предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым ими для регистрации, кроме предусмотренных Положением, не допускается.
На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию благотворительных организаций, нередко требуют, чтобы в уставе был указан юридический адрес организации, который был бы обязательно нежилым помещением. Это противоречит ГК РФ, который не предусматривает такого понятия как "юридический адрес" и устанавливает, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). В качестве своеобразной реакции на подобную практику можно рассматривать п. 2 ст. 9 Закона, содержащий положение о недопустимости отказа в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ, отказ в государственной регистрации юридического лица организации возможен в случае нарушения установленного законом порядка ее образования или несоответствия учредительных документов закону. Не допускается отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица.

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

 

1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

 

2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

 

·изменение устава благотворительной организации;

•образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

•утверждение благотворительных программ;

•утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

•принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

•принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

 

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

 

Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации

 

1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке.

 

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

 

3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.

 

Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном ГК РФ (ст.ст. 57-64, 119) и Законом "О некоммерческих организациях" (ст.ст. 16-23). Вместе с тем Закон вводит дополнительные ограничения для реорганизации благотворительной организации и для использования ее имущества при ликвидации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона запрещается реорганизация благотворительной организации в хозяйственное общество или товарищество. Закон предусматривает три формы, в которых могут создаваться благотворительные организации: общественная организация (объединение), фонд, учреждение (ст. 7 Закона).
Закон "Об общественных объединениях" допускает реорганизацию общественного объединения, но не в юридическое лицо (юридические лица) иной формы. В ст. 25 указанного закона содержится норма о порядке государственной регистрации вновь образованного в результате реорганизации общественного объединения. Из нее можно сделать вывод, что реорганизация общественного объединения допускается только в общественное объединение или в общественные объединения.
ГК РФ и Закон "О некоммерческих организациях" не предусматривают возможность преобразования фонда.
Что же касается учреждения, то Закон "О некоммерческих организациях" допускает возможность его преобразования в фонд, автономную некоммерческую организацию и хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 указанного закона). Пункт 2 ст. 11 Закона исключает из этого перечня хозяйственное общество.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона имущество ликвидируемой благотворительной организации, оставшееся после удовлетворения требований ее кредиторов, должно быть использовано исключительно на благотворительные цели. Порядок такого использования имущества может быть предусмотрен в уставе. Если устав не содержит соответствующих положений, то ликвидационная комиссия должна решить, как именно использовать на благотворительные цели оставшееся имущество ликвидируемой организации.
Смысл введения указанных ограничений состоит в том, чтобы исключить возможность использования благотворительных организаций для формирования имущества, которое затем становятся источником доходов ее учредителей (участников). Если бы вышеуказанных ограничений не было, то недобросовестные учредители (участники) могли бы создать благотворительную организацию с фактической целью накопления имущества за счет налоговых льгот, которые предоставляются благотворительным организациям. А затем принять решение о ее реорганизации в коммерческую организацию, участниками которой они являются. Или принять решение о ликвидации благотворительной организации и о передаче ее имущества потребительскому кооперативу или коммерческой организации, контролируемой учредителями, либо непосредственно собственнику, если речь идет о ликвидации благотворительного учреждения. Установленные в пп. 2, 3 ст. 11 Закона ограничения перекрывают эти возможности.

 

Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 12. Деятельность благотворительной организации

 

1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

 

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

 

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

 

4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

 

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

 

Требования к деятельности благотворительной организации должны базироваться на ст. 49 ГК РФ и ст. 24 Закона "О некоммерческих организациях". В Законе не воспроизводятся соответствующие нормы указанных федеральных законов. Однако положения ст. 12 Закона следует рассматривать как развитие этих норм применительно к благотворительным организациям.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 49 ГК РФ и п. 1 ст. 24 Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе осуществлять такие виды деятельности, которые соответствуют целям деятельности этой организации, предусмотренным ее учредительными документами.

Указанные федеральные законы не устанавливают критериев, по которым можно судить о соответствии или несоответствии конкретных видов деятельности целям деятельности некоммерческой организации. Очевидно, что соответствующей целям деятельности некоммерческой организации является, прежде всего, деятельность, непосредственно реализующая эти цели. Такую деятельность некоммерческой организации правомерно называть основной ее деятельностью. Для благотворительной организации основной деятельностью может, например, являться бесплатная доставка продуктов питания, медикаментов малообеспеченным инвалидам, бесплатная доставка этих инвалидов в медицинские учреждения; предоставление грантов деятелям искусства и т. п.

Следует иметь в виду, что основная деятельность некоммерческой организации может включать в себя несколько различных видов деятельности, которые соответствуют разным, не сводимым друг к другу целям.

В качестве соответствующей целям создания некоммерческой организации должна быть признана также деятельность, которая непосредственно не реализует такие цели, но находится в функциональной зависимости с основной деятельностью организации, образует с ней единую систему деятельности. Такую деятельность можно называть связанной деятельностью.

Функциональные зависимости основной и связанной деятельности могут быть следующими:

А) Связанная деятельность и основная деятельность технологически сопряжены: используют общую технологию или образуют единую технологическую цепочку, причем в последнем случае связанная деятельность специфична именно для основной деятельности организации. Специфичность означает, что результаты (продукты) связанной деятельности используются либо только в основной деятельности данной некоммерческой организации, либо могут быть использованы и используются также другими лицами, но в деятельности, которая аналогична основной деятельности данной некоммерческой организации.

В качестве примеров связанной деятельности данного типа для благотворительной организации, основной деятельностью которой является бесплатная доставка продуктов питания, медикаментов малообеспеченным инвалидам, бесплатная доставка этих инвалидов в медицинские учреждения, могут быть названы:

1) доставка этих и иных предметов другим лицам, в том числе на платной основе (эта и основная деятельность организации используют общую технологию);

2) ремонт собственной автотехники;

3) ремонт автотехники, принадлежащей другим лицам (результаты этой деятельности используются хотя и не самой благотворительной организацией, но в деятельности, которая аналогична ее основной деятельности: перевозка людей и предметов).

Б) Результаты или процесс связанной деятельности служат средством осуществления основной деятельности (речь здесь, разумеется, идет не о финансовых результатах). Примером такого рода функциональной связи может служить рекламная деятельность благотворительной организации.

В) Связанная деятельность обеспечивает удовлетворение сопутствующих потребностей лиц, которым адресована основная деятельность организации, то есть потребностей, которые возникают при реализации основной деятельности, а их удовлетворение создает условия для проведения основной деятельности, но требует осуществления иной по характеру деятельности.

В качестве примера можно привести питание пациентов больницы для бедных.

Развивая положения ГК РФ и Закона "О некоммерческих организациях" применительно к благотворительным организациям, Закон относит к разрешенной для благотворительных организаций деятельности (то есть признает соответствующей целям деятельности благотворительной организации, предусмотренным в ее учредительных документах) также благотворительную деятельность, которая хотя и не является основной деятельностью этой организации, но направлена на достижение целей, предусмотренных ст. 2 Закона (п. 1 ст. 12 Закона).

Закон также относит к разрешенной для благотворительной организации деятельность по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций (п. 2 ст. 12 Закона), учитывая, вероятно, особую значимость указанной деятельности для пополнения средств благотворительных организаций и принимая во внимание, что ее осуществление в гораздо меньшей мере способно привести к отклонению деятельности организации от благотворительных целей, чем, например, торгово-посредническая деятельность.

Состав деятельности по привлечению ресурсов определяется ст. 15 Закона.

Под внереализационными операциями обычно понимается (см., например, п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 16.07.92 № 3317-1 в ред. Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ1) деятельность, связанная с участием в коммерческих организациях, сдачей имущества в аренду, приобретением акций, облигаций и иных ценных бумаг и получением по ним доходов и т. п.

Деятельность благотворительной организации по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций может не быть направленной на систематическое получение прибыли и отсюда не являться в соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью.

Предусмотренные ст. 12 Закона требования к предпринимательской деятельности благотворительной организации не содержат новаций по сравнению с соответствующими положениями ГК РФ и Федерального закона "О некоммерческих организациях". Исключением является участие благотворительной организации в коммерческих организациях. В соответствии с п. 4 ст. 12 благотворительная организация вправе учреждать или участвовать только в хозяйственных обществах, при этом не допускается ее участие в таких обществах совместно с другими лицами.

Деятельность юридического лица, в том числе благотворительной организации, может быть ограничена не только законом, но и ее учредителями (участниками) путем соответствующих указаний в ее учредительных документах. ГК РФ предусматривает различие последствий этих двух разных способов ограничения деятельности юридического лица. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна, то есть недействительна независимо от решения суда. В отличие от этого, в соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная в нарушение ограничений, установленных учредительными документами, оспорима, то есть признается недействительной только в силу судебного решения.

Законодательство допускает и иные случаи ограничения деятельности юридических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельные виды деятельности могут осуществляться юридическим лицом только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень таких видов деятельности определяется законом. Сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, оспорима, то есть может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

 

Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации

 

1. Благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

 

2. Создание российской благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территориях иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

3. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их благотворительной организацией и действуют на основании утвержденных ею положений. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и на балансе создавшей их благотворительной организации.

 

4. Руководители филиалов и представительств назначаются высшим органом управления благотворительной организацией и действуют на основании доверенности, выданной благотворительной организацией.

 

5. Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшей их благотворительной организации. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшая их благотворительная организация.

 

Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций

 

1. Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы, создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в реализации уставных целей.

 

2. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является некоммерческой организацией.

 

3. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

 

4. Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

 

Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации

 

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

 

•взносы учредителей благотворительной организации;

•членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

•благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

•доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

•поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

•доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

•доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

•труд добровольцев;

•иные не запрещенные законом источники.

Статья 16. Имущество благотворительной организации

 

1. В собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами; результаты интеллектуальной деятельности.

 

2. Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

 

3. Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

 

4. В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

 

5. Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

 

Статья 17. Благотворительная программа

 

1. Благотворительной программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

 

2. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

 

3. На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

 

Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

 

1. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц – участников благотворительной деятельности.

 

2. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности

 

1. Благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

2. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

 

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

•персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

•составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

•содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

•нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

3. Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

 

4. Орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам данной благотворительной организации.

 

5. Благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

 

6. Средства, затраченные на публикацию ежегодного отчета и информации о деятельности благотворительной организации, засчитываются в качестве расходов на благотворительные цели.

 

7. Сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

 

8. Налоговые органы осуществляют контроль за источниками доходов благотворительных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

 

Статья 20. Ответственность благотворительной организации

 

1. В случаях нарушения настоящего Федерального закона благотворительная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

2. В случае совершения благотворительной организацией действий, противоречащих ее целям, а также настоящему Федеральному закону, орган, принявший решение о государственной регистрации данной благотворительной организации, может направить ей предупреждение в письменной форме, которое может быть обжаловано благотворительной организацией в судебном порядке.

 

3. В случае неоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

4. Все средства, полученные благотворительной организацией от осуществления предпринимательской деятельности в нарушение статьи 12 настоящего Федерального закона, взыскиваются в доход местного бюджета по месту нахождения благотворительной организации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и подлежат использованию на благотворительные цели в порядке, определяемом муниципальными органами социальной защиты.

 

5. Споры между благотворительной организацией и гражданами и юридическими лицами, перечислившими ей средства на благотворительные цели, об использовании этих средств рассматриваются в судебном порядке.

 

Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности

 

1. Участники благотворительной деятельности вправе осуществлять международную благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

 

2. Международная благотворительная деятельность осуществляется путем участия в международных благотворительных проектах, участия в работе международных благотворительных организаций, взаимодействия с зарубежными партнерами в соответствующей сфере благотворительной деятельности, а также в любой иной форме, принятой в международной практике и не противоречащей законодательству Российской Федерации, нормам и принципам международного права.

 

3. Благотворительная организация вправе открывать счета в учреждениях банков других государств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

4. Благотворительная организация имеет право на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций. Использование указанных пожертвований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

 

Статья 22. Благотворительная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации

 

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на благотворительные организации, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

3. Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют лишь в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Уставы благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Перерегистрация благотворительных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена до 1 июля 1999 года с освобождением таких организаций от регистрационного сбора. Благотворительные организации, не прошедшие перерегистрацию в течение указанного срока, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.

 

Статья 25. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Мелким курсивом - материалам Комментария к Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях": О. В. Макаренко, Б. Л. Рудник, А. С. Тарасова, С. В. Шишкин, Л. И. Якобсон
 
   

 

 

Бесплатный хостинг uCoz